в фондах Национального музея им. Н. Пальмова хранится 50 скульптур Никиты Амолдановича и 45 работ Дмитрия Никитича. Почти все они подарены Д. Санджиевым

В Национальном музее РК им. Н. Пальмова на минувшей неделе открылась выставка «Отец и сын. Никита и Дмитрий Санджиевы». Эта выставка и проведенная 24 сентября межрегиональная научно-практическая конференция «Современная скульптура и живопись: тенденции, технология, материалы» посвящены 95-летию со дня рождения скульптора, народного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств КалмАССР, лауреата Государственной премии КалмАССР им. О. И. Городовикова Никиты Санджиева (1924 – 1994) и 70-летию народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств Дмитрия Санджиева.

Выставка:

Свидание с эпохой для зрителей, с молодостью – для автора

Как стало известно на открытии выставки, художественная династия Санджиевых продолжается научной деятельностью искусствоведа Ирины Скандаровой - дочери Дмитрия Санджиева, написавший вступительную статью к каталогу «Отец и сын. Никита и Дмитрий Санджиевы». На открытии заместитель министра культуры и туризма РК Николай Санджиев отметил, что вся материальная часть юбилейных мероприятий, благодаря деятельности национального музея, была поддержана проектом «Мы – одна семья» Федерального агентства по делам национальностей РФ.
Теплоту почти семейного собрания элистинцев, пришедших поприветствовать Д. Санджиева и его семью, его московских друзей-академиков, прекрасно дополнили воспоминаниями о Никите Амолдановиче старейшины культуры Калмыкии заслуженный работник культуры РК Иван Басангов и народный поэт Калмыкии Владимир Нуров. Дмитрия Никитича все поздравляли с открытием выставки и предстоящим юбилеем, день рождения художник отмечает 31 октября. Его друзья Олег Закоморный и Владимир Мочалов говорили о художнике как о добрейшем человеке, который легко несет свой дар, легко одаривает людей своим теплом, заражая добросердечием окружающих. В. Мочалов, многие годы работавший в журнале «Крокодил», оказывается, тут же набрасывал шаржи на выступавших и исполнявшего хиты 70-х годов Мергена Кима. Каждый из них получил, не веря себе, рисунок мастера на память. Сам юбиляр выполнил, будучи старейшиной для многочисленных юных посетителей выставки, почетную миссию вручения значков десяти молодым кандидатам в члены Союза художников России. Многие из них, кажется, не особо осознали значимость присутствия такой личности в поворотный момент их жизни. Но родные ребят, педагоги - заведующий кафедрой живописи Колледжа искусств им. П. Чонкушова Юрий Давыдов и председатель КРО Союза художников РК Виктор Дорджиев, были взволнованы чрезвычайно. Дмитрий Никитич, радостно поздравляя ребят с кандидатством, вспомнил, как в 1981 году его, выпускника института им. Сурикова, дипломные работы попали в коллекцию фирмы Фабер-Кастель (Нюрнберг, Германия) с подписью, что это работы действительного члена Российской академии художеств (уровень серии графических листов «Вдова чабана» был настолько блестящ, что, вероятно, немцы нисколько не усомнились, что в 33 года такой мастер имеет звание академика – Ред.). Художник, который действительно имеет сегодня это почетное звание, пожелал ребятам достичь таких же профессиональных высот.
Пройдя в зал, собственно к работам скульптура Никиты Санджиева и графическим работам Дмитрия Санджиева, участники юбилейного мероприятия вошли в мир высокой духовной культуры. Концепция выставки была определена небольшим размером представленного зала и серией графических работ Дмитрия Санджиева, которые продиктовали камерность экспозиции. Свидание автора работ со своими графическими работами было трогательно. Дмитрий Никитич внимательно всматривался в «лица» своих творческих детей. И может, по-новому их прочитывал. Меня встревожила фигура пожилой женщины графического листа «Уходящая». Куда она уходит? И почему она уводит с собой сидящего на коне мальчика? А мир из серии «Нечто рядом с нами» (бумага, цветная авкаионотопия) стал уже родным и не пугающим. Символично, что галерею скульптурных работ Никиты Санджиева – «Портрет заслуженной артистки РСФСР Б.Б. Бальбаковой», «Портрет заслуженного врача РСФСР и КАССР Ю.С. Эренценова (1877 г., металл, литье) и другие, открыла работа Дмитрия «Баба Маня» - картина в монохромной горчичной тональности, с объемной по фактуре фигурой пожилой женщины. Скульптура Никиты Санджиева «Портрет художника Федора Калмыка» (1981 г., металл, литье) как бы перекликается с работой сына. Уже на конференции действительный член Российской академии художеств, народный художник РФ, профессор Московского государственного академического художественного института (МГАХИ) им. В.И. Сурикова Дмитрий Тугаринов подчеркнул, что название выставки «Отец и сын» отмечает, прежде всего, морально-этический стержень отца и сына, которые состоялись в искусстве как самостоятельные творческие миры скульптора советской эпохи и суперсовременного художника (по использованию материала и технике работ), работающего в разных стилях. Убедиться в этом могут все желающие посетить выставку «Отец и сын. Никита и Дмитрий Санджиевы», которая будет экспонироваться до конца октября.

Зоя НАРАНОВА

Конференция:

Отец и сын в прочтении современной эпохи

На конференции «Современная скульптура и живопись: тенденции, технология и материалы», которая состоялась в зале заседания правительства РК на другой день после открытия выставки, были оглашены приветственные адреса Главы РК Бату Хасикова, премьера РК Юрия Зайцева, спикера Народного Хурала РК Анатолия Козачко. Приветствие от имени президента Российской академии художеств зачитал профессор МГАХИ им. В. Сурикова Д. Тугаринов.
Модератор конференции, культуролог, заслуженный работник культуры РФ Николай Санджиев отметил значимость работ скульптора Никиты Санджиева в создании и сохранении художественного национального типа в выразительной скульптурной галерее портретов - это «Домбристка» (металл, литье), «Старик из Бор Нура» (алюминий, литье), «Портрет Героя Советского Союза Л.И. Лиджиева» (терракота) и другие. Н. Санджиев отметил, как мастер в портретной серии образа народного поэта Калмыкии Санджи Каляева показал технику работы в мраморе, в металле, в дереве. Вклад художественной династии Санджиевых в искусство России проанализировала доктор искусствоведения Светлана Батырева. Искусствовед отметила поразительную пластичность работ скульптора Никиты Санджиева, а также то, что материалам и цветовым композициям работ художника Дмитрия Санджиева надо посвящать отдельную конференцию. Члены Российской академии художеств, для которых была проведена городская экскурсия по местам, где установлены моментальные работы Никиты Санджиева, были восхищены уровнем и духовной наполненностью работ мастера.
В докладе «Эпоха большого стиля. Советский период» заслуженный художник РФ, член–корреспондент Российской академии художеств (РАХ) Олег Закоморный остановился на отдельных работах скульптора: «Памятник Оке Городовикову – это великолепная работа. Такое блестящее найдено решение для монументальной и динамичной работы. Образ выразительный, но в нем нет агрессии, и это выражено рукой с открытой ладонью. Жест и весь образ. Поразительно. Единственно, что не достает - оформления вокруг композиции. Хороший камень требует хорошего оформления. При создании мемориала памяти героев Великой Отечественной войны в парке «Дружба» найдено блестящее композиционное решение. Все в материале и в лицах пяти склоненных голов. И главное, там есть человек. Есть тепло человеческое. И, вообще, в работах скульптора удивляет профессиональная безупречность и художественная выразительность, которая подчеркнута деталями, создающими образ. Вот снятая и свисающая с лица марлечка - и вырастает образ хирурга-подвижника. Скульптура «Уходящая Монголия» полна внутреннего движения и драматизма. Это работы, от которых получаешь эстетическое наслаждение».
Действительный член РАХ Владимир Мочалов в выступлении «Фантастический и самобытный мир Дмитрия Санджиева» отметил внутреннюю глубокую связь художника с национальным миром своего народа: «Именно в этом его самобытность и оригинальность. Его ни с кем не перепутаешь. Его фантастический мир вырастает и основывается на национальной почве мифов и легенд калмыцкого народа. Он выходит за рамки обыденного, и он добился того, чтобы вызывать восхищение и трепет. Он часто говорит: «Повезло. Случайно пришли люди». Нет, это Бог обратил на него внимание, потому что у него чистая и открытая душа. Сейчас много снимают и пишут о Великой Отечественной войне. И в этих материалах много крови и жестокостей. А вчера в небольшой работе Дмитрия я увидел радость Победы, то, чем она была для людей. Образ бегущего мальчика, его восторг, и все сказано. Диме тесно в рамках обыденного – человек эпохи Возрождения. Отсюда масштаб его работ (о буддийском цикле работ Д.Санджиева)». Работа конференции, на которой выступили ученые КалмГУ (доклад «Культурные бренды Калмыкии как аспект сохранения и популяризации культурного наследия Республики Калмыкия» Т. Горяевой) и хранители Национального музея им. Н. Пальмова (сообщение «Из истории создания коллекции работ Н.А. Санджиева, Д.Н. Санджиева в БУ РК «НМРК им. Н.Н. Пальмова» Б. Менкеновой), продолжалась в заседаниях секций.

Зоя НАРАНОВА

Секции:

Искусство в контексте времени и психологии

В рамках конференции на базе Национального музея работали две секции. Секцию «Современная скульптура и живопись: тенденции, технологии, материалы» возглавила ведущий научный сотрудник КНЦ РАН, доктор искусствоведения Светлана Батырева. Были прочитаны сообщения и доклады о проблемах музейного дела в Калмыкии и сохранении культурного наследия, вкладе музеев в образовательное дело и о проектах молодых художников Калмыкии. Творчеству юбиляров были посвящены выступления И. Новомлиновой «Отец и сын. Время. Стиль. Образ», Т. Васильевой «Язык пластики Н.А. Санджиева», Ц. Шараповой «Серия «Вдова чабана» в контексте исторической реальности» и другие.
На секции «Психолого-педагогические, культурологические аспекты искусства» преподавателями и студентами КалмГУ им. Б.Б. Городовикова были рассмотрены «Роль визуального искусства в духовно–нравственном воспитании личности», «Арт-терапия: терапия искусством», «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека» и другие.

Подготовил Александр ЛИДЖИЕВ