Всего лишь «островок» - в океане речей, воззваний, взаимных упреков и ничегонеделания...

 

Ситуацию вокруг проблемы исчезновения языков, а также вероятные пути  решения по сохранению и развитию уже сложившихся языков обсуждают сегодня на всех уровнях.

В новой редакции «Атласа исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» (2009 г.) приводятся данные, что под угрозой исчезновения находятся около 2500 языков (в 2001-м – 900). На территории России в опасности 131 язык.

Комиссией ООН, ЮНЕСКО, калмыцкий язык  причислен к числу исчезающих. В республике очень многие говорят об этом. Пытаются делать посильное и даже непосильное, чтобы не потерять язык, самобытность, обычаи и традиции, увы, немногие. 

С «островком» я бы сравнила Калмыцкую национальную гимназию им. А. Ш. Кичикова, где на протяжении четверти века «настойчиво и методично» работают над сохранением языка и традиций народа. Руководит коллективом Екатерина Ченкураева.

Язык является основополагающим в обучении, воспитании, язык тоже является частью культуры, именно через язык, посредством языка мы познаем культуру, считает Е. Ченкураева. Проблема изучения родного языка остается актуальной до сих пор. И кому, как не Екатерине Николаевне и ее коллективу, знать об этом. По сути, очень тяжело сейчас, признается она,  по сравнению с 90-ми годами, когда только открывались национальные классы. 

«Во всяком случае, когда мы открывались, языку уделялось больше внимания, тогда только начали понимать, что язык нужен. А потом почему-то перестали, - говорит Е. Ченкураева. - Вы знаете, стали сокращаться национальные классы. Они были почти в каждой школе города, а сейчас их нет. Проблема в том, что, во-первых, мы не подготовили кадры, хотя их для национальных классов готовили. Вот у меня работают молодые учителя - первые выпускники учителей национальных начальных классов. А потом это закрыли. Почему? Я не знаю, но по факту, я думаю, потому что не было хорошей поддержки на уровне республики. Вот когда мы только-только открывали национальные гимназии, школы и классы, тогда была всемерная поддержка учителей калмыцкого языка и национальных классов. Просто к 15-ти процентам надбавки учителям калмыцкого языка, национальных классов добавили еще 30 процентов. Сегодня этого нет.  Сейчас зарплаты учителей начального и национального классов уравнены. Хотя нагрузка в национальном классе больше. Если у учителя начальных классов все предметы расписаны, то для учителей калмыцкого языка и национальных классов ничего нет. Все эти годы мы все  делаем сами. Конечно, у нашей гимназии опыт большой, презентации к каждому уроку, тесты, лексика, словарики отработаны, упражнения сделаны. Тем не менее, я считаю, что нужна именно материальная поддержка, если мы хотим, чтобы школы открывали национальные классы и в национальных классах работали хорошие учителя. В нашей гимназии ко всему доплачивалось 30 процентов за создание языковой среды, сейчас нет. И я не могу требовать создания языковой среды. Но я хочу сказать, что в плане республиканской поддержки именно калмыцкого языка, именно национальных классов уже несколько лет ничего нет. Потому что, я считаю, делают положение об оплате труда финансисты, экономисты. Вот они взяли положение какой-нибудь там Вологодской или Воронежской областей, открыли его, «почикали», все! У них даже не хватило ума посмотреть, что у нас родной язык - калмыцкий, что, какие нормативные акты, положения были тогда, чтобы оплачивали. Они просто убрали, и все. А при том, что не отменены те приказы. В то же время дают распоряжения, что положение это функционирует и в спешном порядке - 15 процентов надбавки калмыцкого языка оставили. А национальные классы зачем? Считают, что это перерасход финансов. А этот перерасход финансов выливается в более глобальное». 

Необходимо поднимать и статус учителя калмыцкого языка и национальных классов, считает Е. Ченкураева, чтобы в классы набирали детей по принципу конкурсного отбора,  тех, кому легче осваивать, наряду с другими предметами, свой родной язык. В национальном классе программа сложная, помимо федерального базисного плана изучения предметов российской школы, уделяются часы калмыцкому языку.

Не могла не задать Екатерине Николаевне животрепещущий и волнующий всех вопрос: «Может ли исчезнуть наш родной язык? 

- «Может, конечно, - просто ответила она. - Он может исчезнуть, если мы все-таки не предпримем более активные действия. Вот мы тогда в 90-х годах начали это, а потом застопорилось - на учебниках правильных, методиках и т.д. Мы же остановились! Не было финансирования, чтобы издавать эти учебники и пособия, тяжелые годы. Вот эти 90-е, когда мы говорим, был период высокого роста национального возрождения и самосознания, люди тогда хотели этого. Вот на этом нужно было дальше сыграть. Дело в том, что даже в те 90-е годы нам республика отшивала платья, город выделял деньги. Сейчас все за счет родителей. Я считаю, что это неправильно. Я была в Китае, и когда я у них спрашивала: костюмы, сапоги, платья кто шьет, они не понимают, о чем я. Государство им выделяет деньги на концертные костюмы. Но это как в мечтах. Надо к этому идти. Много чего нужно. Если говорить как есть, то совсем горько. Если бы мы были патриотами, то уже давным-давно нам построили гимназию, и мы бы вот так в двух зданиях не теснились. И мои учителя бы «не бились» за кабинеты во второй половине дня, чтобы провести дополнительные кружки. Я уж не говорю о материально-технической базе гимназии. Нам говорят, что Калмыцкая национальная гимназия функционирует «вопреки». И я всегда говорю, да, «вопреки». А по-другому никак не получится. У нас обыкновенные дети, они разные, но дух, который я всегда говорю, в гимназии есть, эти традиции нарушать нельзя. Я думаю, в будущем, когда нам все-таки построят школу, можно, как в тех китайских школах, открыть монгольскую, калмыцкую школу, где будут изучать углубленно язык, заниматься исследованиями  истории, культуры народа. И, конечно, можно будет приобщать детей к культуре посредством игры на народных инструментах, хореографии калмыцкой, то есть много чего можно сделать. Чего мы достигли?  Я считаю, что, прежде всего, наш самый главный багаж - это наши учителя и ээжи, самое значимое - наши дети. Это команда учителей. Опытные педагоги пришли к выводу, что надо передавать опыт, и не случайно в нашем коллективе работают молодые учителя. И все мы взаимодействуем».

Гимназия работает в режиме «школы полного дня». Что это такое? Во второй половине реализуется программа дополнительного образования «Мир увлечений». В программе несколько направлений: интеллектуальное - более углубленные занятия, связанные со всеми предметами, кружки - физико-математические, технологическое, обществоведения. 

Художественно-эстетическое (ансамбль «Цагда», калмыцкие и современные танцы, домбровый ансамбль и тд.). 

В чем уникальность гимназии? Наверное, не только в образовательно-познавательном процессе. Уникально старое, но очень ухоженное здание, уже подходя, видишь оформленный в виде пагоды вход, скульптуры трех маленьких богатырей из эпоса «Джангара» (скульптор П. Тазаев). Уникально здесь все, все то, что связано с этнической культурой нашего народа.

Вера МАНЖУСОВА

 

«КС»-досье:

Екатерина Ченкураева - кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РК